Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 Киселевского городского округа (ДЕТСКИЙ САД 54) СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете ДЕТСКИЙ САД 54 Протокол №1 30,08,2024 г УТВЕРЖДАЮ f; ф оу if f/С 4^ За£^едующиц ДЕТСКИЙ САД 54 (Й W В.В. Вербицкая г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя вторая группа раннего возраста (обучающиеся 2-3 года) на 2024 - 2025 учебный год Разработчики: Агафонова А.В., музыкальный руководитель. Киселевский городской округ, 2024 Содержание № п/п 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Стр. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Планируемые результаты (целевые ориентиры) реализации рабочей программы Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание образования (обучения и воспитания) по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в части музыкально-творческого развития) Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Способы и направления поддержки детской инициативы Организация воспитательного процесса План образовательной деятельности Особенности взаимодействия с семьями обучающихся ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы Особенности организации развивающей предметнопространственной среды Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Кадровые условия реализации рабочей программы 3 3 7 8 11 11 14 17 19 30 31 34 34 35 40 46 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы Рабочая программа разработана в соответствии: - с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - с ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); - с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373); - с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утв. приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028); - c основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада № 54 Киселевского городского округа (утверждена приказом от 31.08.2023г. № 108-ОД). Рабочая программа направлена на реализацию обязательной части основной образовательной программы ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа является основой для преемственности образования детей раннего и дошкольного возраста. Цель рабочей программы - развитие музыкально-творческих способностей ребёнка в период раннего возраста с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Задачи рабочей программы: Основные задачи образовательной деятельности 1) приобщение к искусству: - развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой; - интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности; - развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-прикладного искусства); - познакомить детей с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой и другими); - поддерживать интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклички, прибаутки); - поддерживать стремление детей выражать свои чувства и впечатления на 3 основе эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или наблюдений за природными явлениями; 2) музыкальная деятельность: - воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения; - приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать; 3) культурно-досуговая деятельность: - создавать эмоционально-положительный климат в группе и ДОО, обеспечение у детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формировать умение самостоятельной работы детей с художественными материалами; - привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках; - развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них; - формировать навык перевоплощения детей в образы сказочных героев. Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает: - воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); - приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры; - становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка; - создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности; - формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; - создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа построена на следующих принципах дошкольного образования, установленных ФГОС ДО: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; 4 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей 2-3 лет, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые); 4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Основными подходами к формированию рабочей программы являются: - деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ; - интегративный подход, ориентирующий на интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостный образовательный процесс в интересах развития ребенка; - индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку; - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей; - cредовый подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей 2-3 лет В раннем возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например, колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения, они становятся более дифференцированными: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. 5 Для детей характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но, все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. У детей возникают сознательно воспроизводимые певческие интонации. Ребенок пытается подпевать взрослому, повторяя за ним окончания слов и музыкальных фраз песни. Начинают развиваться движения под музыку. Становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу и др., может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.) Дети с удовольствием участвуют в сюжетных играх под музыку, передавая несложные игровые образы (зайки, мишки, птички и др.); с интересом прислушиваются к звучанию музыкальных инструментов, различают тембровую окраску при звучании некоторых музыкальных инструментов, например бубна или погремушки, барабана или металлофона. К концу второго года жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3-4 минут, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло. На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства - оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др. Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память. Интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит - маленький или большой, какой инструмент звучит - бубен или погремушка и т. д.). У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. 6 В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка). Дети танцуют, стоя по одному или в кругу, однако пока еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве. Малыши любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ляля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши и др.). По-прежнему сохраняется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по-разному звучащих) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами ударной группы - барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх. 1.2. Планируемые результаты реализации рабочей программы Содержание и планируемые результаты ООП ДО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной образовательной программы. В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения ООП ДО представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к 3 годам. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребёнок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров. Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. 7 Обозначенные различия не являются основанием для констатации трудностей ребёнка в освоении образовательной программы ДО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения ООП ДО в раннем возрасте (к 3 годам): - ребёнок с удовольствием слушает музыку, выполняет простые танцевальные движения; - ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства; - ребенок узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий низкий); - ребенок вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы; - ребенок двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки; - ребенок умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; - ребенок называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. 1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов Оценивание качества образовательной деятельности по программе осуществляется в форме педагогической диагностики. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г.» № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов: 1. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. 2. Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС ДО. Может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. 3. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО: - планируемые результаты освоения ООП ДО заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства; 8 - целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; - освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. 4. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. 5. Педагогическая диагностика проводится на начальном этапе освоения ребёнком программы в зависимости от времени его поступления в группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка. 6. Педагогическая диагностика индивидуального музыкально-творческого развития детей проводится музыкальным работником в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: - наблюдения, - свободных бесед с детьми, - анализа продуктов детской деятельности, - специальных диагностических ситуаций, - специальных методик диагностики музыкально-творческого развития. 7. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики музыкально-творческого развития ребёнка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений ребенка в области музыкального развития. Музыкальный руководитель наблюдает за поведением ребёнка в музыкальной деятельности в разных ситуациях. В процессе наблюдения он отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи и тому подобное. Наблюдая за поведением ребёнка, музыкальный руководитель обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. 9 Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии. Результаты наблюдения фиксируются в таблице. Фиксация данных наблюдения позволяет выявить и проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его потребностей. Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания и другое. 8. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых музыкальный руководитель выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную музыкальную деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. 10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание образования (обучения и воспитания) по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» (в части музыкальнотворческого развития) Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию основных задач образовательной деятельности в области «Художественноэстетическое развитие» (в части музыкально-творческого развития) (см. п.1.1.1). 1. Приобщение к искусству Музыкальный руководитель развивает у детей художественное восприятие; воспитывает эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей произведения искусства. Воспитывает интерес к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной музыкальной деятельности. 2. Музыкальная деятельность 1) Слушание: музыкальный руководитель учит детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание; учит детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). 2) Пение: музыкальный руководитель вызывает активность детей при подпевании и пении; развивает умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом); поощряет сольное пение. 3) Музыкально-ритмические движения: музыкальный руководитель развивает у детей эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; продолжает формировать у детей способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и так далее); учит детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет); совершенствует умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. 3. Культурно-досуговая деятельность Музыкальный руководитель создает эмоционально-положительный климат в детском коллективе для обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности. Привлекает детей к посильному участию в играх с пением, забавах, развлечениях и праздниках. Развивает умение следить за действиями участвующих персонажей, адекватно реагировать на них. Для реализации содержания образования по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» используется Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» с аудиоприложением для всех возрастных групп. / Под ред. И. Каплуновой, И. Новоскольцевой - Изд-во «Композитор», 1999. 11 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОО. Она предполагает построение образовательного процесса в формах, специфических для детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО (п.2.5.). Основание выбора форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы определяются в соответствии: - с задачами воспитания и обучения; - возрастными и индивидуальными особенностями детей; - спецификой их образовательных потребностей и интересов; - с учетом сформировавшейся практики воспитания и обучения детей; - с учетом результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к возрастной группе детей 2-3 года. Вариативность форм, методов и средств реализации рабочей программы зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъектной позиции ребёнка в образовательном процессе. При выборе форм, методов, средств реализации рабочей программы учитываются субъектные проявления ребёнка в деятельности: - интерес к миру и культуре; - избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; - инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; - самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; - творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности. Формы реализации рабочей программы Согласно ФГОС ДО при реализации рабочей программы используются различные формы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей 2-3 лет: - игровая деятельность; - общение со взрослым и сверстниками; - речевая деятельность; - двигательная деятельность; - музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Методы обучения и воспитания Для достижения задач воспитания в ходе реализации рабочей программы используются следующие методы: 12 - организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы); - осознания детьми опыта поведения и деятельности (разъяснение норм и правил поведения, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример); - мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования и др.). При организации обучения используются следующие методы: - традиционные методы (словесные, наглядные, практические); - методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей (информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский). При выборе методов воспитания и обучения учитываются: - возрастные и личностные особенности детей, - педагогический потенциал каждого метода, - условия его применения, - реализуемые цели и задачи, - планируемые результаты. Для решения задач воспитания и обучения используется комплекс методов. Средства реализации рабочей программы При реализации рабочей программы используются различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов: - демонстрационные и раздаточные; - визуальные, аудийные, аудиовизуальные; - естественные и искусственные; - реальные и виртуальные. Средства используются для развития следующих видов деятельности детей: двигательной, предметной, игровой, коммуникативной, музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое). - Музыкальные произведения - Оборудование и атрибуты музыкальной зоны, - Различные виды искусства, - ТСО, - ИКТ Использование ИКТ в работе музыкального руководителя -демонстрационный материал к праздникам, развлечениям, концертам, родительским собраниям; -партитуры для оркестров; -видеоэнциклопедии; -интерактивные игры, викторины, видеодидактика; -иллюстративный материал к слушанию музыки. 13 • • • • • • Задачи использования ИКТ в музыкально-образовательной деятельности Развитие творческих и музыкальных способностей Развитие навыка самоконтроля Развитие собранности, усидчивости, сосредоточенности Приобщение к сопереживанию от увиденного/услышанного Активизация познавательной деятельности Повышение мотивации к обучению • • • • Преимущества перед традиционными методами подачи образовательной информации Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления информации Применение цвета, графики, звука воссоздают реальную обстановку действительности ИКТ помогают качественно изменить контроль за усвоением образовательной программы ИКТ позволяют наглядно представить результат своих действий Вариативность форм, методов, средств реализации рабочей программы Выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации рабочей программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: -музыкальные занятия; -совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; -праздники и развлечения; -самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организации организованной образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия. Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей: 14 Виды занятий Индивидуальные музыкальные занятия Подгрупповые музыкальные занятия Фронтальные занятие Объединенные занятия Типовое (или традиционное) музыкальное занятия Доминантное занятие Тематическое музыкальное занятие Комплексные музыкальные занятия Характеристика Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии. Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников. Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников. Организуются с детьми нескольких возрастных групп. Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться. Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии - каждая из них направленна на совершенствование доминирующей способности у ребенка). Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. Основываются на взаимодействии различных видов искусства - музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д. Их цель - объединять разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств. 15 Интегрированные занятия Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией)содержание разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого-либо явления, образа. Исходя из возникновения развития музыкальной деятельность детей дошкольного возраста, можно определить оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников. Возраст Ведущая деятельность Современные формы и методы музыкальной деятельности • 2-3 года Предметная, предметно• манипулятивная • • • • • Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе: Игры-эксперименты со звуками и игрыпутешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных); Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т.д.); Музыкально-игровые приемы (звукоподражание); Музыкальные и музыкально-литературные загадки; Музыкально–пальчиковые и музыкальнологоритмические игры; Музыкально-двигательные игры – импровизации; Музыкальные сказки (слушание и исполнительство). Структура музыкального занятия 1. Вводная часть. Приветствие. Музыкально-ритмические упражнения. Цель: настроить детей на занятие. Развивать навыки основных танцевальных движений. которые будут использоваться в плясках, танцах и хороводах. 2. Основная часть. 2.1. Слушание музыки. Цель: учить детей вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реаги16 ровать. 2.2. Подпевание и пение. Цель: развивать вокальные задатки детей, учить их правильно интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, начинать и заканчивать пение вместе с педагогом. 2.3. Музыкально-дидактические игры. Цель: знакомить детей с музыкальными инструментами, развивать их память и воображение, музыкально-сенсорные способности. 3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель: доставить детям эмоциональное наслаждение, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание заниматься на музыкальных занятиях. Структура занятия может варьироваться в зависимости от образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала на предыдущих занятиях, а также от общего психофизиологического состояния детей. 2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы Для поддержки детской инициативы используются следующие основные способы: - создание условий для свободного выбора детьми деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности на музыкальных занятиях. В образовательном процессе ребёнок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае - помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой - педагог может решить собственно педагогические задачи. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована, как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Все виды деятельности, предусмотренные программой ДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реа17 лизует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии. Приоритетной сферой проявления детской инициативы в возрасте 2-3 года является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: - предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; - отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; - не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; - формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности; - побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); - поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; - устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми; - проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей; - для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку; - содержать в доступном месте все игрушки и материалы; - поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка. 18 2.4. Организация воспитательного процесса Воспитательная работа в осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания ДОО и календарным планом воспитательной работы. В рамках образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание» приоритетным направлением воспитания является «Эстетическое воспитание». Целевыми ориентирами воспитания по направлению «Эстетическое воспитание» к концу раннего возраста (к 3 годам) являются: - проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве; - способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративнооформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и другое). Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота». Это предполагает: - воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); - приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры; - становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка; - создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности; - формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; - создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). Содержание воспитательной работы по направлению «Эстетическое воспитание» Ценности: «Культура» и «Красота». Цель этико-эстетического воспитания: формирование ценностного отношения детей к культуре и красоте, формирование у них эстетического вкуса, развитие стремления создавать прекрасное. Задачи: - формирование культуры общения, поведения, этических представлений; - воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, ее влиянии на внутренний мир человека; 19 - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; - воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; - развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; - формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Виды и формы деятельности: - выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; - уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь организации; - организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; - формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; - реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания; - воспитание культуры поведения. Формы проведения досуговой деятельности Праздники и развлечения 1. Обрядовые 2. Различной тематики календаря праздников Спортивные доПознавательные суги Проводятся совместно с родителями Детского 1. Соревно1. Акции творчествания 2. Путешева 2. Весёлые ствия Совместстраты 3. Походы ного 3. Олимпиа4. Сюжетнотворчестды игровые ва взрос4. Парады лых и детей Педагогов Родителей Выставки 1. 2. 3. 4. Творческие 1. Проекты 2. Площадки 3. Мастерские 4. Клубы Перечень праздников и развлечений Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Задачи: - привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках - развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них - способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев. 20 Праздники: Новый год, «Осень», «Весна», «Лето», «Мамин праздник». Тематические праздники и развлечения: «Осень», «Солнышковедрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые игрушки», «Зайчата в лесу», «Игры-забавы», «Зимняя сказка», «Музыкальные игрушки». Театрализованные представления. Кукольный театр: «Козлик Бубенчик и его друзья», Т.Караманенко; инсценирование рус. нар. сказок: «Веселые зайчата», Л. Феоктистова; «Ладушки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе», Л. Исаева. Рассказы с музыкальными иллюстрациями: «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова. Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кто у нас хороший?», рус. нар. песня. Инсценирование песен: «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; «Посреди двора ледяная гора», муз. Е. Соковниной; «Веселый поезд», муз. Э. Компанейца. Спортивные развлечения: «Мы смелые и умелые». Забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т.Казакова; «Лягушка», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи. Комплексно-тематическое планирование Неделя Тематика раздела Задачи (краткое содержание работы) Рекомендуемые праздники 1 Здравствуй детский сад Развивать познавательную мотивацию, интерес к детскому саду, желание жить в большой дружной семье – детский сад, группа. Формировать положительные представления о профессии воспитателя и др. работников д/с. Воспоминания о лете в продуктивной деятельности. 1.09. – День знаний 21.09 – Международный день Мира 27.09 – День дошкольного работника 2-4 Мой дом,мой город, моя страна Закреплять знания детей об основах безопасности жизнедеятельности (ПДД, ПБ, антитеррор и т.д.) Знакомить с родным горо- Сентябрь* Ме ся ц 21 Октябрь 1-4 Осень дом, краем, его истории, культуре, видах транспорта. Расширять представления о родной стране, государственных праздниках, о флаге, гербе, гимне России, о столице Москве, о людях прославивших Россию. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны, города. Расширять и систематизировать знания о домашних, диких, декоративных животных, о пользе, которую они приносят людям, заботе о них человека. Формировать элементарные экологические представления. Расширять представления детей об осени. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «ягоды». Говорить о пользе даров природы.. Воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами (представления о сборе урожая осенью). Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей. 1.10Международный день пожилого человека. 1.10 Международный день музыки 4.10- Международный день домашних животных. 16.10Всемирный день хлеба; Третье воскресенье октября: День отца в России 22 Я и моя семья 1-4 Зима Декабрь Ноябрь 1-5 Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях, профессиях родителей, традициях. Развивать интерес к традициям и интересам своей семьи. Знакомить с родным городом, краем, его истории, культуре, видах транспорта. Расширять представления детей об истории семьи в контексте родной страны. Воспитывать желание заботиться о близких, чувство гордости за свою семью. Закрепить знания о правах и обязанностях в семье. Учить называть своё отчество, домашний адрес и телефон. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям (толерантность). 4.11. – День народного единства 7.11. – Международный день песен 12.11.Синичкин день; 16.11. – День дружбы (Международный день толерантности) 25.11. – День Матери 30.11. День Государственного герба Российской Федерации Расширять пред- 1.12 -Праздник наставление детей о родных игр. зиме, зимней приро31.12 – Новый де. Развивать умение год устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом. Расширять пред23 ставления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, знакомить с традициями празднования Нового года в разных странах. Вызвать эмоциональноположительное отношение к предстоящему празднику. Закладывать основы праздничной культуры. Формировать у детей представление о Новом годе, как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки). 2-3 Январь Оценка индивидуального развития 4 Зима 7.01. – Рождество Христово 11.0.1– Всемирный день «Спасибо» 13.01. – Старый новый год 15.01. День зимующих птиц России; 27.01. День снятия блокады Ленинграда; Знакомить с зимними видами спорта. Прививать детям от24 Человек и окружающий мир 2-4 Защит- Февраль 1 ветственность за собственное здоровье и здоровье окружающих, воспитывать тягу к ЗОЖ, занятиям физкультурой и спортом. Формировать представление о безопасном поведении людей зимой. Формировать познавательные потребности у детей, развивать способности к экспериментированию, расширять исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с природным материалом, песком, водой. Расширять и уточнять представления детей о предметном мире ближайшего окружения. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Систематизировать знания о видах мебели, посуды, их назначении. Расширять у детей представления о материалах, инструментах, их свойствах, и их назначении. Сформировать элементарные представления о мире технического творчества. 17.02. – День Доброты 21.02.Междуна родный день родного языка; 23.02. – День защитников Отечества Продолжать форми25 ника Отечества Март 1-3 Весенняя капель ровать основы безопасного поведения дошкольников, самостоятельность и ответственность за свое поведение. Учить выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости действовать. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение быть сильными, смелыми, защитниками Родины; воспитывать в девочках женственность, уважение к мальчикам, как к будущим защитникам Родины). Формировать первичные ценностные представления о добре и зле. Формировать представления о Российской армии, о мужчинах как защитниках Родины, воспитывать уважение к защитникам Отечества. Организовать вокруг данной темы различные виды деятельности (продуктивную, музыкальную, двигательную и др.) Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и 8 марта – Международный женский день. 21 марта: Всемирный день Земли; Между26 Апрель животных к изменениям в природе, о весенних изменениях в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы. Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтение) вокруг темы семьи, любви и уважения к маме, бабушке. 4-5 Народная культура и традиции 1-2 Наш дом - Земля Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства. Расширять представления детей о роли солнца, воздуха и воды в жизни че- народный день леса; День весеннего равноденствия; 22 марта – Всемирный день воды. 27 марта – Всемирный день театра. 1.04. – День Смеха 2.04. – Международный день 27 ловека и их влиянии на здоровье. Формировать интерес и любовь к спорту, рациональному питанию. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе данных процедур. Формировать первичные представления о планетах, звездах, выдающихся людях и достижениях России в освоении космоса. Способствовать систематизации представлений детей о многообразии окружающей природы, бережного отношения к ней: «Земля – наш общий дом»; роль воды в жизни человека, почему Земля - «голубая планета? Формировать представления о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в окружающем мире в разнообразных ее проявлениях), взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, о внутренней и внешней красоте человека. 3-4 Весна пришла - красоту принесла… книги 1.04. – День птиц 7.04. – Всемирный день Здоровья 12.04. – День космонавтики 15 апреля – Пасха. 18.04. – Международный день памятников и исторических мест 23апреля – Всемирный день книг. 30.04. – День пожарной охраны Продолжить формировать обобщенные представления о весне, как времени года. Приспособленности растений, насекомых к изменениям в природе. Расширять знания о 28 май 1-3 4-5 Скоро лето… характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны о победе нашей страны в войне. Формировать у детей обобщенные представления о лете, как времени года, первоцветах. Расширять и уточнять представления детей о травянистых растениях, растениях луга, сада, леса. Обобщать и систематизировать представления детей о семье. Углублять знания о летних видах спорта, продолжать формировать основы безопасного поведения дошкольников в природе, самостоятельность и ответственность за свое поведение. 1.05. – Празд- ник труда 9.05. – День Победы 15.05. – День семьи 27.05. – День библиотек Оценка индивидуального развития 29 2.5. План образовательной деятельности Рабочая программа, опираясь на образовательную программу ДОО, предполагает проведение музыкальной организованной образовательной деятельности (далее ООД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПиН. С детьми 2-3 лет занятия проводятся 2 раза в неделю по 10 мин. Группа Возраст Вторая группа раннего возраста 2-3 года Продолжительность Кол-во в занятия неделю 10-12 минут Группа Вторая группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа Кол-во в год 2 Вторник 8.50 9.00 9.15 9.35 10.20 72 Четверг 8.50 9.00 9.15 9.35 10.20 ЧАСТИ основная вводная заключительная вход муз.ритмич. упраж. восприя. музыки, слушание пение муз. творч. игра пляска выход используя ранее выученные движения основные и танц. движения, ритмика слушание музыки, пластические импровизаци и, рисование музыки распевки, упражнения пение песен, подпевание импровизаци и (вокальные, танцевальные инструмент.) дидактич. муз. игра на ДМИ хоровод, танец , инсценир. песен используя ранее выученные движения Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей 1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах. 30 2. Основная часть. Восприятие музыки. Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. 3. Заключительная часть. Игра или пляска. Здоровьесберегающие компонеты включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность. Элементы, имеющие оздоровительную направленность • Общеразвивающие упражнения • Развитие певческого голоса, певческого дыхания • Дыхательная гимнастика • Простейшие приёмы массажа • Гимнастика для глаз • Пальчиковые игры, массаж пальцев рук и т.д. Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих компонентов выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создаёт благоприятный эмоциональный настрой.) 2.6. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся Цели и задачи взаимодействия с семьями обучающихся Главными целями взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста являются: - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста; - обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Эта деятельность дополняет, поддерживает и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста. Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач: 31 1) информирование родителей (законных представителей) о программе; 2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их компетентности в вопросах физического развития, охраны и укрепления здоровья детей; 3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; 4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения задач физического развития детей; 5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Принципы взаимодействия с родителями Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживается следующих принципов: 1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка; 2) открытость; 3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей); 4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье; 5) возрастосообразность . Формы работы с родителями. Вид 1 Формы организации 2 1. Анкетирование родителей 2. Собеседование Организатор деятельности 3 музыкальный руководитель, воспитатели воспитатели, музыкальный руководитель 3. Наблюдение воспитатели, музыкальный руководитель Пропедевтическая Просветительская 1.Наглядная агитация (стенды, памятки, папки-передвижки с практическим материалом) 2. Практические рекомендации по приобретению родителями музыкальнообразовательных знаний, умений и навыков музыкальный руководитель воспитатели Музыкальный руководитель, воспитатели. 32 (собрания и беседы, семинары-практикумы) 3.Показ открытых музыкальных мероприятий Интегративная Индивидуальная Музыкальный руководитель, педагоги ДОУ 1.Совместное обсуждение проблем (родитель- Музыкальный руководитель, ские собрания, круглые педагоги ДОУ столы) 2. Совместные мероприятия (утренники, музыкальноспортивные праздники, Музыкальный руководитель, участие в районных педагоги ДОУ конкурсах, театрализованные представления, концерты) 1.Консультативная индивидуальная помощь (по запросам родителей) Музыкальный руководитель, воспитатели 2. Беседы с небольшой группой родителей. 3. Индивидуальные беседы с родителями. 33 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы Успешная реализация рабочей программы обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: 1) признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника; 2) решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий. При этом занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом; 3) обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться); 4) учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития); 5) создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социальноличностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и прочее; 6) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 7) индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга); 8) оказание ранней коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению ДО, со34 циальному развитию этих детей, в т.ч. посредством организации инклюзивного образования; 9) совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества; 10) психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья; 11) вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся; 12) формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся; 13) непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации рабочей программы, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского и профессионального сообществ; 14) взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности; 15) использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её социализации; 16) предоставление информации об особенностях организации образовательного процесса семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 17) обеспечение возможностей для обсуждения рабочей программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в т.ч. в информационной среде. 3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребёнка деятельности. Развивающие центры Центр Цель Обучать анализу, сравнению Наименование оборудования и материалов Фортепиано 35 восприятия музы- и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств ки и пения музыкальной выразительности. Развивать восприятие музыки различного характера. Развивать певческие умения. Воспитывать слушательскую культуру, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов. Обучать игре на различных музыкальных инструментах. Развивать мелкую моторику при обучении приемам игры на инструментах. Воспитывать интерес к музиЦентр игры на муцированию, желание импрозыкальных инствизировать. рументах Центр танца и музыкальноритмических движений Центр дидактических игр Развивать двигательноактивные виды музыкальной деятельности. Развивать координированность движений. Осваивать элементы танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов. Воспитывать желание двигаться под музыку, импровизировать движения. Осваивать в доступной игровой форме представления о музыке и ее выразительных Портреты композиторов Репродукции картин или иллюстрации Наборы детских шумовых и музыкальных инструментов Мультимедийное оборудование Мольберт Микрофон Набор детских шумовых инструментов Маракасы Погремушки Молоточки Бубен Колокольчики Бубенцы Треугольники Металлофон Деревянные ложки Свистульки Гитара Цветы Платочки Снежинки Листочки Погремушки Султанчики Флажки Рули Карточки Диски с записями 36 возможностях, пробудить к ней интерес. Научить различать настроения, чувства, переданные музыкой, развивать общие музыкальные способности. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать двигательную активность. Формировать внимание и выЦентр подвиж- держку. Формировать умение менять ных игр движение со сменой музыки. Повышать интерес к подвижным играм. Воспитывать дружеское отношение друг к другу. Формировать творческое мировосприятие жизни, художественную зоркость, развивать воображение, эмоциональную сферу, игровые умения. Центр театраль- Стимулировать двигательной деятельности ную, интонационно-речевую, творческую активность детей. Приобщать к миру игры и театра, развивать потребность в активном самовыражении, в творчестве. «Физическое развитие» Развивать физические качества в процессе музыкальноритмической деятельности, используя музыкальные проЦентр интегра- изведения как сопровождение в зарядке и на физкультурных ции с образовательными облас- занятиях. Сохранять и укреплять физитями ческое и психическое здоровье детей, формировать представления о здоровом образе жизни через музыкальноигровые образы, релаксация. Мягкие игрушки Маски Рули Куклы бибабо Пальчиковый театр Ширма настольная Ширма большая Фланелеграф Мягкие игрушки Мячи Скакалки Обручи Флажки Диски с музыкой Альбомы Карандаши Краски Куклы в национальных костюмах Неваляшки 37 Рабочий центр музыкального руководителя «Социальнокоммуникативное развитие» Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в области музыки; развивать все компоненты устной речи в театрализованной деятельности. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. «Познавательное развитие» Расширять кругозор детей в области музыки; сенсорное развитие, формировать целостную картину мира в сфере музыкального искусства, творчества. Формировать представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развивать игровую деятельность. «Художественноэстетическое развитие» Развивать детское творчество, приобщать к различным видам искусства, использовать художественные произведения для обогащения области «Музыка», закреплять результаты восприятия музыки. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Использовать музыкальные произведения с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Планирование и организация Стол профессиональной деятельСтул ности музыкального руково- Компьютер 38 дителя. Колонки Фортепиано Предметно-пространственная среда (по возрастным группам) Музыкальная предметная среда в группах ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды. Содержание музыкальной развивающей среды ориентируется на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам, носит проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить. Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам: • восприятие музыки • воспроизведение музыки • музыкально-творческая деятельность. Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую. Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. Вторая группа раннего возраста - Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях - Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыкальные инструменты, транспорт) - Фонотека с записью детских песен (записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы) - СD проигрыватель - Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики». - Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка. 39 - Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки. - Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки. - Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья. - Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки. 3.3. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3.1. Перечень учебно-методических пособий • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Комплексные М.А.Васильевой. - 2-е изд., исп. и доп.-М.: МОпрограммы ЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», с аудиоприложением для всех возрастных групп. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999. Парциальные 2. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. - М.: «Изпрограммы и дательство ГНОМ и Д», 2000. - (Музыка для дошкольтехнологии ников и младших школьников.) 3. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001. Пособия 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с., нот. - (Б-ка воспитателя детского сада). Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз.руководителя дет. сада. (из опыта работы) - М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот. 2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С И. Воспитание ребенка дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368с.: ил. - («Росинка»). 3. Петрова В.А. Музыка-малышам. - М.: МозаикаСинтез, 2001. 4. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. - М.: Карапуз, 2003. 40 5. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. - М.: Мозаика-синтез, 2001. 6. Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. - 216 с.: ил. - (Воспитание и доп. образование детей) 7. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. - (Воспитание и дополнительное образование детей). (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - ч 1. - 112с.: ноты. Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»: В.А. Петрова «Музыка-малышам». - М.: МозаикаСинтез, 2001. В.А. Петрова «Мы танцуем и поем». - М.: «Карапуз», 1998. «Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). - М.: Центр «Гармония», 1995. Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). - М.: ГДРЗ, 1995. Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. - М.: «Владос», 1997. «Баюшки-баю». Методическое пособие. - М.: «Владос», 1995. О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. - М., 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). - М.: 1997. 1. «Щелкунчик» - серия «Играем с музыкой». / Медиахауз Компьютерные 2. «Алиса в стране чудес» - серия «Играем с музыкой». / обучающие Медиахауз программы 3. «Волшебная флейта» - серия «Играем с музыкой». / Медиахауз 41 4. «Алиса и времена года» - серия «Играем с музыкой». / Медиахауз 5. «Давайте сочинять музыку»./Улица Сезам 6. Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»./Акелла 7. «Клиффорд. Угадай мелодию». /Акелла и т.д. 3.3.2. Перечень музыкальных произведений для реализации рабочей программы Слушание. «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обраб. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой. Пение. «Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обраб. В. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой. Музыкально-ритмические движения. «Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная прогулка», муз. А. Александрова. Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кто у нас хороший?», рус. нар. песня. Музыкальные забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи. Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; Компанейца. 42 3.3.3. Средства реализации программы Перечень оборудования для реализации целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в части музыкально-творческого развития) (2-3 года) № 1 2 3 Материально-техническое оборудование ТСО: • Ноутбук • Колонки • Видеопроектор с экраном Мебель: • Стулья взрослые • Стулья детские Музыкальные инструменты (взрослые): • Фортепиано 4 • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Игры и игровое оборудование (папки): Игры и пособия по музыкальной грамоте Игры и пособия по логоритмике Пособия и игры на развитие мелкой моторики Игры и упражнения на развитие воздушной струи Портреты советских композиторов Портреты зарубежных композиторов Иллюстрации Музыкальные инструменты Фланелеграф (театр) Танцы и ритмические упражнения Чистоговорки, скороговорки Считалки, физкультминутки, подговорки «Научи меня слышать» (игры на развитие внимания) Азбука имён Артикуляционная гимнастика Загадки «от А до Я» Игры и игровые упражнения по логоритмике Чайковский «Детский альбом» Чайковский «Времена года» Содержание дисков «Звуковая дорожка» Количество 1 1 1 10 33 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 43 • • • • • • • • • 5 • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой «Путешествие в прекрасное» «Домисолька» Народные игры "Зима" Народные игры "Весна" Народные игры "Лето" Народные игры" Осень" Музыкальные игры Игры, эстафеты на утренниках Музыкально-дидактические игры: Игры на развитие звуковысотного слуха: «Три поросёнка» «Пеньки» «Кукла» «Труба» «Качели» «Весёлые гармошки» «Курица» «Птица и птенчики» «Лестница» «Весёлый кузнечик» «Весёлые колокольчики» «Солнышко» «Зонтик» Игры на развитие тембрового слуха: «Музыкальный домик» «Найди свой инструмент» «Кого встретил Колобок?» «Узнай свой инструмент» Игры на определение характера музыки: «Азбука настроений» «Зеркало» «Цветы настроений» «Колобки» «Солнышко и дождик» «Море» «Весело – грустно» «Три цветка» «Удивительный светофор» Игры на определение жанров музыки: «Зайцы» «Танец – колыбельная – марш» «Марш – полька – бег» Игры на развитие чувства ритма: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 44 • • • • • • • • • • • • • • 6 • • • • • • • • • 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 «Кто как идёт?» «Ритмическое лото» «Три медведя» «Весёлые подружки» «Весёлые гудки» Игры на динамические изменения в музыке: «Звенящие колокольчики» Игры на развитие памяти и слуха: «Весёлая пластинка» «Сколько нас поёт?» «Цветик-семицветик» Игры на закрепление знаний о длительности звуков: «Сладкое дерево» «Воздушные шары» «Сказка о дружной семейке» Игры на закрепление знаний о постепенном движении мелодии вверх-вниз: «Домик-крошечка» Игры на развитие диатонического слуха: «Найди щенка» Детские музыкальные инструменты: Металлофон Деревянные ложки Колокольчик Трещотки Дудочка Погремушка Бубен Гармошка Маракас Нотный материал Сборники сценариев и развлечений Раздаточный материал Маски Костюмы детские Костюмы взрослые Куклы (би-ба-бо) Фонотека Видеотека Компьютерные программы и презентации о музыке 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 30 15 5 10 20 5 2 8 В наличии В наличии В наличии В наличии В наличии В наличии В наличии В наличии В наличии В наличии 45 3.4. Кадровые условия реализации рабочей программы Рабочая программа музыкального руководителя реализуется педагогом с высшем образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» и по специальности «музыкальное образование», высшей квалификационной категории, а так же прошедшим курсы повышения квалификации по программам: «Профессиональная деятельность музыкального руководителя современной дошкольной образовательной организации», «ФОП ДО: детальное изучение содержания, методик, практик». Наименование должности (в соответствии со штатным расписанием) Действующий профессиональный стандарт Музыкальный руководитель Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) Функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного процесса. - обеспечивает занятие обучающихся творчеством, медиа, физической культурой; - формирование у обучающихся активной гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОУ; – организация работы по формированию общей культуры будущего школьника; - внедрение здорового образа жизни; - внедрение в практику воспитательной деятельности научных достижений, новых технологий образовательного процесса; - организация участия обучающихся в мероприятиях, проводимых районными, городскими и другими структурами в рамках воспитательной деятельности; 46 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)